СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 1. Паспорт Программы развития Центра детского творчества на 2018-2023годы 3 2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития 4 3.Концептуальный проект развития МАОУ ДО ЦДТ 13 4. Содержание образовательного процесса 17 5. Ресурсное обеспечение Программы 25 6. Ожидаемые результаты 26 7. Система мер по минимизации рисков реализации Программы 31 2 1.ПАСПОРТ Программы развития Центра детского творчества на 2024-2029 годы Наименование программы Программа развития Центра детского творчества на 2024-2029 годы Основание для разработки Программы - Конституция Российской Федерации; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Закон РФ «Об образовании»; - Устав МАОУ ДО Центра детского творчества; -Концепция развития дополнительного образования детей и Стратегия развития воспитания в РФ в Нижегородской области. - Концепция развития дополнительного образования детей -Муниципальная программа «Развитие образования в Краснобаковском муниципальном округе»; -Образовательные программы дополнительного образования детей. Администрация Краснобаковского муниципального округа; Управление образования Администрации Краснобаковского муниципального округа. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» р. п. Красные Баки Нижегородской области Заказчик программы Разработчик Программы Цель и задачи Программы Цель: обеспечение развития образовательного учреждения в период 2024-2029 г.г. в решении стратегически важных образовательных проблем. Задачи: создание условий, реально побуждающих ребенка к самосовершенствованию, максимальное развитие индивидуальных, познавательных особенностей ребенка на основе имеющегося у него жизненного опыта, общее и творческое развитие личности, расширение форм досуговой деятельности Принципы реализации программы: Сроки реализации Программы Основное направление программных мероприятий Исполнители основных мероприятий Программы Реализация программы строится на следующих принципах: программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; - информационной компетентности участников образовательного процесса; - вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития учреждения дополнительного образования; включение в решение задач 2024-программы 2029 годы развития всех субъектов. - Дополнительное образование и воспитание детей Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» р. п. Красные Баки Нижегородской области 3 Финансирование реализации программы Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительное привлечение средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования). Система организации управРеализацию Программы развития осуществляет Муниципальное ления и контроля за ходом автономное образовательное учреждение дополнительного образования реализации Программы «Центр детского творчества» р. п. Красные Баки Нижегородской области . Контроль за реализацией Программы осуществляет управление образования и Администрации Краснобаковского муниципального округа 2.Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития МАОУ ДО ЦДТ Целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, только лишь расширяющий возможности образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Цель дополнительного образования детей– выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию 4 дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Формирование новой образовательной среды, благоприятно влияющей на развитие личности, требует обновления системы дополнительного образования. В связи с этим поднимается уровень требований к дополнительному образованию детей в учреждении, педагогическим знаниям и профессиональному мастерству педагогов. В этих условиях необходимо создание не только программ деятельности, дополнительных образовательных программ, но и программы развития учреждения дополнительного образования, которая должна соответствовать приоритетным направлениям модернизации дополнительного образования детей в Российской федерации, а именно: Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области дополнительного образования; Координация деятельности учреждений дополнительного образования детей разной ведомственной принадлежности; Разработка социальных нормативов и методических рекомендаций в системе дополнительного образования; Поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми; Педагогическая поддержка детских общественных (организаций) объединений. Программа развития является важнейшим стратегическим документом, дающим развернутую характеристику инновационных процессов на определенный период деятельности учреждения. Для разработки Программы развития Центра детского творчества на 2024-2029 годы в ЦДТ была создана временная творческая группа, в которую вошли представители администрации Центра, методисты, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Разработанная творческой группой Программа развития включает три взаимосвязанных блока: I. Аналитический блок: -информационная карта образовательного учреждения; -анализ социального заказа в адрес МАОУ ДО ЦДТ; -анализ современного состояния и проблем МАОУ ДО ЦДТ. II. Концептуальный блок: -миссия, ценности, принципы МАОУ ДО ЦДТ; -цель и задачи по обновлению деятельности МАОУ ДО ЦДТ; -основная идея инновационного развития образовательного учреждения. III. Блок практической реализации: -приоритетные направления развития МАОУ ДО ЦДТ; -этапы реализации Программы; 5 -план действий по реализации Программы: реорганизация образовательной системы; изменения в культурно-досуговой деятельности; обновление методической работы; кадровое и финансовое обеспечение программы; модернизация управленческой системы; I.Аналитический блок. Информационная карта образовательного учреждения Статус: Центр детского творчества имеет статус муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования (далее- МАОУ ДО ЦДТ). Учредитель: Администрация Краснобаковского муниципального округа Адрес: 606710 Нижегородская область, р.п.Красные Баки, ул.Чапаева, зд.21 Директор: Запевалова Юлия Александровна. Телефон/факс: 8(831)56-2-18-88 МАОУ ДО ЦДТ открыт 1 марта 1991 года. Центр детского творчества работает над проблемой максимального развития индивидуальных, познавательных особенностей ребенка, на основе имеющегося у него жизненного опыта. Общеобразовательные общеразвивающие программы. В Центре детского творчества реализуются Программа развития МАОУ ДО ЦДТ на 2024-2029 годы, дополнительные образовательные программы разной направленности: - техническая - естественнонаучнная - физкультурно-спортивная - художественная - туристско-краеведческая - социально-гуманитарная Кружковая работа В МАОУ ДО ЦДТ открыты и работают 36 творческих объединений с охватом 780 человек, которые проходят на базе МАОУ ДО ЦДТ и в общеобразовательных организациях округа (МАОУ «СОШ № 1 р.п. Красные Баки», МАОУ «СОШ № 2 р.п. Красные Баки», МАОУ Ветлужской СОШ) 6 возраст детей: 5-9 лет- 350 человека; 10-14 лет-335 человек; 15-17 лет-95 человек; Мальчики- 252 человека (32.3%) Девочки-528 человек (67,7%) Педагогические кадры В МАОУ ДО ЦДТ работает коллектив педагогов - единомышленников в количестве 14 человек: наименование численность основных работников 18 всего работников в т.ч. - руководящие работники в т.ч. директор педагогические работники Педагог - организатор Педагог дополнительного образования методист обслуживающий персонал Численность совместителей 1 1 14 2 9 2 4 5 4 1 Состав педагогического коллектива по образовательному цензу: Образование педагога Количество Высшее в т.ч. педагогическое 11 2 % от общего числа педагогов 78 14 Среднее-специальное в т.ч. педагогическое 3 1 21 7 По педагогическому стажу коллектив распределяется следующим образом: - до 5 лет - 5 человека - от 5 до 10 лет – 3 человек - от 11 до 20лет – 2 человек. -от 20 и выше- 4 человек Аттестация педагогических работников: - высшей категории – 3человека; - первой категории – 7 человека; - без категории – 3 человека. Из 4 педагогических работников (11 женщин и 3 мужчин): Режим работы образовательного учреждения Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка МАОУ ДО ЦДТ работает 7 в режиме 6 -дневной рабочей недели: Понедельник- пятница 8:00-20:00 Воскресенье- 9-00-15-00 Продолжительность занятий 2-3раза в неделю по 1-2 часа, через каждые 45 минут занятий- 15-минутная перемена. Прием в учреждение осуществляется: до 14 лет по заявлению родителей ( законных представителей), от 14 лет и старше по личному заявлению обучающегося. Массовая работа с обучающимися Организация массовой работы основывается на идеях сохранения и преумножения традиционных видов деятельности учреждения, что включает в планирование работы систематическое проведение таких мероприятий, как: День МАОУ ДО ЦДТ; Праздник «День Матери» Мероприятия к 8 Марта, 23 февраля, 9 Мая; Новогодний спектакль, Бал Маскарад; День пожилого человека; Осенний квиз; Мастер-классы для бабушек; Технический конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель!» «Школа безопасности – Зарница» Конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель!» Кроме традиционных мероприятий МАОУ ДО ЦДТ организует и проводит районные мероприятия по областным программам «Творчество, традиции и современность», «Отечество», «Моя семья в истории страны», «Пейзажи родного края», «От истоков до наших дней», «Мир книги», «Грани талантов» принимает участие в региональных, Всероссийских конкурсах. Материально- техническая база Для реализации права ребенка на доступное и качественное образование МАОУ ДО ЦДТ располагает достаточными условиями: ЦДТ располагается в здании, расположенное в р.п. Красные Баки на ул. Чапаева, зд.21 общей площадью 582,3 кв.м Для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ имеется следующая материальная база: 1. Персональных компьютеров -10 шт. 8 2. Мультимедийный проектор-3 шт. 3. Экран для мультимедийных презентаций -4 шт. 4. Полупрофессиональная аппаратура -1 микшер, 2 колонки, 2 стойки для микрофонов, 4 микрофона. 5. Фотоаппарат -1 шт. 6. Выжигатель по ткани -3 шт. 7. Электродрель-1 шт. 8. Лобзики- 10 шт. 9. Швейная машина-5 шт. 10. Принтер- 5 шт. 11. Мебель в 6 кабинетах соответствует возрастным особенностям детей. 12. Продолжает пополняться костюмерная база для танцевального кружка и массовых мероприятий, организующихся для детей. 13. Триммер-1 шт. 14. Учебный автомат АК- 5 шт. 15. Пневматическая винтовка- 5 шт. Педагогический процесс оснащен и постоянно идет пополнение методической литературы, наглядными, дидактическими материалами, оформленными стендами. Детям в ЦДТ уютно, психологически комфортно, физически безопасно. Внешние связи образовательного учреждения. МАОУ ДО ЦДТ сотрудничает со всеми образовательными учреждениями округа, Центром досуга и кино, краеведческим музеем, библиотеками, отделом спорта Администрации Краснобаковского муниципального округа, редакцией телерадиовещания «Наш край», сотрудниками РОВД, ЦРБ, Районного Комисариата Краснобаковского и Варнавинского окруов. Учреждение поддерживает тесную связь с областным Центром развития творчества и молодежи, ГБУ ДО РЦ «Вега», Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской обл ГБУ ДО НЦ "Сфера» учреждениями дополнительного образования северной зоны области. Анализ социального заказа в адрес Центра. Зная потребности детей, родителей, социума в образовательных услугах, можно определить перспективы развития учреждения. С целью выявления социального заказа, адресованного Центру, были изучены: • требования, предъявляемые МАОУ ДО ЦДТ управлением образования; • потребности учащихся и их родителей; • мнения педагогов Центра детского творчества о путях его обновления; • спектр услуг, оказываемых населению другими образовательными учреждениями в округе; • комплекс образовательных услуг, которые способен предоставить Центр. 9 Проведенный анализ показал, что в системе учреждений дополнительного образования в округе (МАОУ ДО ДООЦ «Прометей», школа искусств) Центр детского творчества играет роль головного учреждения. Социальный заказ со стороны управления образования состоит в том, чтобы МАОУ ДО ЦДТ занимало ведущее место в процессе формирования единого образовательного пространства в округе. Это означает, что Центр призван выполнять программно-методические функции при информационнодиагностическом центре управления образования. Речь идет: 1). об организации на базе ЦДТ семинаров-практикумов, мастер-классов различной направленности, методобъединений педагогов дополнительного образования, учителей обслуживающего труда, совещаний директоров ОО округа, методобъединений старших вожатых и педагогов-организаторов; 2). о проработке методического аспекта образовательной, воспитательной, досуговой деятельности с заместителями директоров по воспитательной работе, педагогами-организаторами, образовательных учреждений округа 3). о рецензировании различных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; 4).об обобщении опыта работы педагогов дополнительного образования округа. Кроме того, Центр должен расширить свои социальные связи в окружающем социуме, в частности: разработать единую схему взаимодействия с организациями и учреждениями округа в сфере образовательной и досуговой деятельности детей; активно включиться в работу с детьми-инвалидами, неблагополучными семьями; организовать действенную рекламную службу ЦДТ, ориентированную на жителей округа, в том числе, с помощью средств массовой информации: телевизионная программа «Красные Баки сегодня, группе в социальной сети «ВКонтакте» более активно пропагандировать достижения творческих объединений ЦДТ, организовывать на базе учреждения показательные мероприятия разного уровня. Анализ запросов родителей в отношении Центра детского творчества показал, что учреждению необходимо расширить диапазон услуг технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной направленностей. В сфере воспитательной деятельности ожидания родителей связаны: 10 • с развитием у детей нравственных качеств: организованности, трудолюбия, культуры общения, самостоятельности, ответственности: • с расширением функций психолога: проведение бесед, консультаций, аутотренингов, психологических тестов, игр, наблюдений за развитием ребенка и т.д.; • с совершенствованием индивидуального подхода к детям; • с более активным привлечением мужчин в качестве педагогов. Еще одним фактором, повлиявшим на структуру социального заказа в адрес Центра, явилось мнение педагогов ЦДТ об актуальных проблемах и перспективах развития своего учреждения. Проведенный опрос педагогов позволил включить в социальный заказ следующие положения: • радикальное обновление материальной базы ЦДТ; • установление связей с учреждениями и организациями в районе для пополнения методической, материально-технической базы; • введение для выпускников Центра квалификационных разрядов, выдачи справки по окончании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: • возрождение традиций Нижегородского края при открытии новых творческих объединений; • совершенствование социально– психологического климата трудового коллектива учреждения. Анализ современного состояния и проблем ЦДТ. Чтобы соотнести выявленный социальный заказ с реальными возможностями Центра, необходимо провести анализ современного состояния и проблем Центра в основных сферах деятельности. Анализ-первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы учреждение в будущем могло выполнять свои функции. Проблемному анализу были подвергнуты все основные сферы деятельности: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ДОСУГОВАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ. Созданная для разработки программы, творческая группа сначала рассмотрела основные направления, принципы и способы организации всех сфер деятельности. К числу достижений в этих сферах отнесены: • расширение возрастного диапазона обучающихся; • увеличение спектра образовательных услуг; • разнообразие форм досуговой деятельности, особенно в каникулярное время; • взаимодействие с прогулочными группами и дворовыми площадками в летние каникулы; 11 • методическая помощь и консультации педагогическим работникам школ и детских садов по организации творческих объединений, детских организаций и объединений, по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и т.д. Вместе с тем критический анализ позволил выявить ряд ПРОБЛЕМ в этих сферах деятельности: • проблема улучшения учебного процесса, включающая в себя поиск оптимального соотношения традиционных и инновационных форм работы; • проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса учреждения авторскими общеобразовательными общеразвивающими программами; • проблема дальнейшего привлечения в МАОУ ДО ЦДТ квалифицированных кадров и повышения их качественно- квалификационного уровня; проблема более тесной связи творческих объединений с учебными заведениями области, в результате чего обучение в МАОУ ДО ЦДТ завершается на уровне предпрофессиональной подготовки; • проблема разрыва процессов образования и воспитания, обусловленного преобладанием у педагогов МАОУ ДО ЦДТ ориентации на формирование у обучающихся прежде всего конкретных навыков той или иной деятельности, соответствующей профилю кружка, и явно недостаточным вниманием к развитию личностных качеств детей; • проблема привлечения родителей к осуществлению своих педагогических обязанностей и более тесному сотрудничеству с учреждением. По результатам проблемного анализа основных направлений деятельности МАОУ ДО ЦДТ было сделано заключение об его современном состоянии. Это позволило соотнести выявленный ранее социальный заказ с реальными возможностями учреждения и развернуть его в программу практической деятельности Центра с учетом перспективного развития последнего на период 2018-2021 гг. II.Концептуальный блок. 3.Концептуальный проект развития МАОУ ДО ЦДТ Миссия, ценности, принципы. Этот блок программы предшествует комплексу собственно практических мероприятий, поскольку дает методологическое обоснование той новой модели развития образовательного учреждения, которая должна прийти на смену существующей системе. Обосновывая новую для ЦДТ стратегию развития, творческая группа исходила из личностно- ориентированной образовательной парадигмы, идущей на смену 12 социоцентрической модели образования. Последняя еще преобладает в системе современного образования и ставит основной целью обучения овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками через запоминание, воспроизведение, повторение по образцу. Личностно - ориентированный подход основан на следующих идеях – принципах: В личности изначально заложено стремление к самореализации, раскрытию собственного потенциала, а, следовательно, способность к саморазвитию. Образование – это развитие, идущее от самой личности и самоорганизующей процесс собственного становления. Задача педагога заключается в том, чтобы: помочь обучающимся осознать свои возможности; создать условия для их оптимального развития; привести в действие механизмы, стимулирующие саморазвитие личности; Практическая реализация данного подхода требует изменения традиционного педагогического мировоззрения, для чего необходимо: введение такого содержания, форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, нравственно-эстетических качеств, коммуникативной культуры; создание таких условий, при которых ребенок был бы лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие. Таким образом, сущность личностно- ориентированной методологии состоит в признании способности каждого отдельного индивидуума к конструктивному раскрытию собственного потенциала на основе саморазвития при условии создания со стороны педагогов активной образовательной среды, а также партнерских отношений, способствующих самопознанию ребенком самого себя и стимулирующих его свободный личностный выбор. В этой связи основной упор в процессе образования и воспитания сегодня необходимо делать на формирование у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание и способности к саморазвитию. Важной задачей педагогов и родителей становится обучение ребенка самопознанию, методам и приемам саморазвития, а также создание условий, реально побуждающих его к 13 самосовершенствованию в основных видах жизнедеятельности. Решение задач саморазвития ребенка в ходе занятий в учреждении дополнительного образования возможно при условии реального соединения в единые целые процессы обучения и воспитания. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в творческом объединении, секции, кружке в познание ребенком самого себя и своих отношений с окружающими. Исходя из данных посылок, сущность предстоящей реорганизации Центра состоит в том, чтобы превратить Центр детского творчества в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого учащегося средствами дополнительного образования. В этом состоит миссия МАОУ ДО ЦДТ. Педагогический процесс в МАОУ ДО ЦДТ направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом педагогический коллектив УДО опирается на следующие базовые социально-педагогические ценности: - гуманно-личностный подход к ребенку; - ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности; - личностно-ориентированное образование; - атмосферу сотрудничества детей, педагогов, родителей и удовлетворение их потребностей; - творческий поиск; - свободу выбора. При разработке Программы развития педагоги опирались на приоритетные принципы: Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; Ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребенка; Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; Единства обучения, воспитания, развития; Практико-деятельностную основу образовательного процесса. Разработка инновационной модели деятельности МАОУ ДО ЦДТ строится на основе сочетания принципа развития с принципом системности. Это нашло выражение в формулировке цели и задач МАОУ ДО ЦДТ на предстоящий период. Цели и задачи по обновлению деятельности МАОУ ДО ЦДТ. Целью деятельности МАОУ ДО ЦДТ является реализация системного подхода к 14 образовательно-воспитательной деятельности и ее переориентация на развитие творческих способностей ребенка, формирование у него потребности в саморазвитии, освоение им практических навыков самосовершенствования в процессе собственной жизнедеятельности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Переориентация педагогических кадров с традиционного на гуманистический, личностно- ориентированный подход. Введение в педагогическое пространство такой модели дополнительного образования, которая соединяет в неразрывное целое обучение и воспитание; построена на основе сочетания требований социума с индивидуальными потребностями учащихся, выявленными на основе диагностики их личностных свойств; базируется на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации. Построение образовательного взаимодействия в ЦДТ на основе принципа диалогичности, охватывающего отношения всех участников образовательновоспитательного процесса – педагогов, родителей, обучающихся. Предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов. Разработка системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов, способствующей повышению эффективности образования и воспитания в системе дополнительного образования. Практическая реализация цели и задач предполагает существенную реорганизацию всех основных направлений деятельности ЦДТ: образовательно досуговой работы, методического обеспечения, кадровой и финансовой политики, управленческой деятельности. Следующий раздел программы – блок практической реализации – содержит соответствующие этим направлениям комплексы научнообоснованных мероприятий, направленных в итоге на формирование инновационного пространства для развития и саморазвития личности каждого воспитанника ЦДТ. Основная идея инновационного развития образовательного учреждения Инновация в учреждении дополнительного образования направлена на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Развитие учреждения дополнительного образования детей в режиме поиска, 15 изменений, опирается также на следующие значимые идеи: 1. Идея личностно-ориентированного подхода. Сущность идеи заключается в ориентации педагога на создание условий для развития личности обучающего: его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе. 2. Идея индивидуального подхода. Признание уникальности и неповторимости каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, ее развитие в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения. 3. Идея коммуникативного подхода. Сущность которого в том, что образовательный процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы как полилог, диалог, беседа и другие формы, которые развивают коммуникативные качества личности и позволяют каждому стать субъектом коммуникативной деятельности. 4. Идея творческого подхода. Творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности. Непременное условие образовательного процесса создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленных на обогащение деятельности личности. 5. Идея деятельного подхода. Сущность идеи заключается в том, что личность формируется в самостоятельной деятельности. Образовательный процесс организован таким образом, что обучающийся находится в активной позиции субъекта познавательной деятельности, осваивающего систему знаний, совершенствующего имеющиеся умения и навыки. III. Блок практической реализации. Содержание образовательного процесса. Приоритетные направления развития МАОУ ДО ЦДТ: Сохранение и развитее дополнительного образования детей по всем имеющимся видам деятельности; Обеспечение доступности дополнительного образования для детей; Поддержка и развитие творчества детей и юношества; Разработка и внедрение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ нового поколения, усовершенствование имеющихся общеобразовательных общеразвивающих программ; Расширение банка нормативно-правовых документов, методических рекомендаций; 16 Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников МАОУ ДО ЦДТ; Разработка мер по улучшению финансового и ресурсного обеспечения МАОУ ДО ЦДТ Этапы реализации Программы. 1 ЭТАП. (2024-2025 г. г.) Аналитико - диагностический. Основные задачи этапа: изучение состояния и проблем Центра детского творчества осмысление имеющегося опыта по организации деятельности учреждения изучение научно- методической литературы и передового педагогического опыта по организации работы Центра детского творчества обсуждение Программы развития на педагогическом совете Центра детского творчества. Направления работы: системное моделирование педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования; диагностика трудностей и проблем всех участников образовательновоспитательного процесса. 2 ЭТАП (2025-2026г. г.) Основной (практический) развитие нормативно-правовой базы; программно-методическое и информационное обеспечение; организационно-образовательная деятельность; обновление культурно- досуговой деятельности; обновление методической работы; материально- техническое и финансовое обеспечение реализации Программы кадровое обеспечение реализации Программы. 3 ЭТАП.(2026-2029г.г.) Заключительный (Обобщающий). анализ результатов введения инноваций в деятельность МАОУ ДО ЦДТ систематизация полученных данных организация работы по использованию положительных результатов 17 внедрение в практику положительного опыта. План действий по реализации Программы Развитие нормативно- правовой базы. № 1. Мероприятия Усовершенствовать Устав учреждения., вносить дополнения и изменения в Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора и других локальных актов учреждения Подготовить материалы по социальному заказу Сроки 2024, 2025,2026гг Исполнитель Администрация ЦДТ, Управление образования 2024-2027г 4. Пополнять базу нормативных материалов по вопросам дополнительного образования. Ежегодно 5. Принятие новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на педсоветах. По плану педсоветов Администрация ЦДТ, Управление образования Администрация ЦДТ, РМО педагогов дополнительного образования Администрация , методслужба 2. Программно-методическое и информационное обеспечение. 1 2 3 4 5 6 Разработать рекомендации по усовершенствованию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, по составлению программ новых видов деятельности, программ нового поколения Пополнять учебно-методические комплексы к образовательным программам. Принимать участие в муниципальных, зональных и региональных конкурсах. Иметь электронный адрес, пополнение страницы в Интернете, Усовершенствовать деятельность методической службы учреждения. Работа по Программе «Методическое обеспечение учебновоспитательного процесса в МАОУ ДО ЦДТ» Создать и пополнять банк данных по обобщению передового опыта педагогов ЦДТ, педагогов учреждений дополнительного образования округа Использовать мультимедиа, компьютер в информационном и методическом обеспечении 18 Ежегодно, 1 квартал Методслужба ЦДТ Ежегодно Методслужба, педагоги дополнительного образования Администрация ЦДТ Методслужба Методслужба Постоянно Ежегодно Ежегодно Постоянно Методслужба, педагоги дополнительного образования Администрация, методслужба, педагоги учреждения. дополнительного образования Организационно – образовательная деятельность Мероприятия 1.Организовать творческое сотрудничество с администрацией и педагогами образовательных школ округа через: -дневники творческих достижений воспитанников; -газету,телевидение , рекламные объявления; -совместные воспитательные мероприятия, -дни «открытых дверей»; -экскурсии в ЦДТ; -встречи с классными руководителями; -проведение муниципальных конкурсов и соревнований и т.д. 2. Развивать межпредметные связи в детских коллективах, связанных общим профилем деятельности. 3.Разработать модульные общеобразовательные общеразвивающие программы для объединений, занимающихся технической, художественныой , физкультурно-спортивной , туристско- краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической направленностями 4.Совершенствовать социально-психологическую службу с целью: -профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании; -работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; -работа с неблагополучными семьями. 5. Изучать потребности обучающихся, их родителей, социальный заказ 6. Совершенствовать мониторинг состояния дополнительного образования по имеющимся направлениям деятельности. 7. Продолжать обучение и широко применять новые технологии, в.т.ч. информационнокомпьютерные технологии, этики, экологии, психологии и т.д. 8. Участвовать в заочных конкурсах, выставках всех уровней, проведение педагогических советов по темам 19 Сроки Ежегодно Ответственные Методисты, педагогорганизатор 2024-2029 Администрация 2024-2029 Методслужба, педагоги дополнительного образования 2024-2029 Администрация, инспектор по делам несовершенолетних, психолог управления образования и молодежной политики Ежегодно Администрация, педагоги Директор, методслужба Ежегодно 2024-2029 Управление образования, администрация ЦДТ По плану Администрация, педагоги Обновление культурно-досуговой деятельности Мероприятия диапазон коллективных 1.Расширить семейнодосуговых дел 2.Организовать выставки детского и семейного творчества, выставки творческих работ педагогов округа 3.Создать творческую группу по подготовке и проведению коллективных творческих дел; муниципальных конкурсов, соревнований; исследовательских конкурсов; проектов разной направленности и др. 4.Совершенствовать программы летних лагерей для каникулярного отдыха детей Сроки Постоянно Ответственные Педагог-организатор По плану Методслужба, педагогорганизатор,педагоги д/образования 2024-2029. Администрация ЦДТ, педагогиорганизаторы, методслужба 2024-2029 Методслужба, педагоги-организаторы 5.Создать организационную структуру, 2024г. осуществляющую координацию работы по реализации культурно – досуговых программ и проектов в округе. Администрация ЦДТ, педагоги-организаторы Обновление методической работы Мероприятия 1.Добиться признания методической пределами учреждения, работы за 2.Проводить РМО педагогов дополнительного образования, практические семинары, творческую лабораторию, совещания по актуальным вопросам развития дополнительного образования детей на базе ЦДТ и в ОУ округа 3. Разработать предложения по усовершенствованию форм повышения квалификации педагогов, методической службы ЦДТ 4.Повышать уровень, популяризации передового опыта, переход к научно-методической работе. 5. Организовать постоянно действующий консультационный пункт для педагогов по вопросам создания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, использования новых приемов и методик; проведение мастер - классов по реализации новых техник, технологий,; 5. Совершенствовать работу психолога в 20 Сроки 2024-2029 Ответственные Методслужба По плану Администрация ЦДТ, методслужба РМО педагогов д/образования 2025 Администрация ЦДТ, методслужба 2024-2029гг. Методслужба Постоянно Администрация ЦДТ, руководитель РМО 2024-2029гг. Администрация ЦДТ методической деятельности ЦДТ. психолог Материально-техническое и финансовое обеспечение реализации Программы. 1. . Разработать предложения по выделению денежных средств из бюджета округа на поддержку и развитие учреждения. 2. Подготовить предложения об обеспечении учреждения ручным и станочным оборудованием, ТСО, компьютерной техникой. 3. Разработать предложения по привлечению спонсорской помощи. Ежегодно Ежегодно Управление образования, администрация ЦДТ Администрация ЦДТ Ежегодно Администрация ЦДТ 4. Увеличить распространение сферы деятельности Центра, включенных во внебюджетную деятельность. 5.Совершенствовать рекламную деятельность Центра. 2024-2029гг. Администрация ЦДТ 2024-2029гг. 6. Приобретение наборов робототехники для развития технического творчества обучающихся. 2024-2029гг. Управление образования, администрация ЦДТ Администрация ЦДТ Кадровое обеспечение реализации Программы 1.Обеспечивать педколлектив специалистамиконсультантами по различным аспектам деятельности. 2.Принимать участие в конкурсе авторских общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей. Постоянно Администрация ЦДТ, методслужба Ежегодно Администрация ЦДТ, методслужба, педагоги 3. Принимать участие в конкурсах профмастерства педагогов дополнительного образования. 4.Осуществление грамотного подбора новых педагогических кадров. Ежегодно Администрация ЦДТ, методслужба Администрация ЦДТ, методслужба 5.Разработка эффективной системы поощрения педагогов и их лучших воспитанников за достижение высоких результатов, за непрерывный стаж работы в Центре, за особые успехи в работе с родителями. 2018-2023. 2018-2023. Администрация ЦДТ, методслужба Уровни образовательного процесса, методики, технологии организации образовательной деятельности. В учреждении существуют следующие уровни реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: 21 -дошкольного возраста -для младшего школьного возраста -для среднего школьного возраста -для старшего школьного возраста Качество ЗУН обучающихся ЦДТ оценивается по трем уровням: Низкий – обучающиеся требуют постоянного внимания со стороны педагога, работу выполняют на репродуктивном уровне. Средний – в большей степени работают самостоятельно, но копируют образец модели. Высокий – обучающиеся работают самостоятельно, по собственным замыслам, вносят изменения в действие и оформление модели, креативный уровень. С целью оптимизации образовательного процесса в учреждении широко используются не только технологии традиционного обучения, но и элементы инновационных, таких как: -технология игрового обучения, предполагающая создание игровых ситуаций и решение ситуативных задач с целью обеспечения личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству. Формы игровых технологий: занятие-игра, игра-путешествие, игра- сказка, игра- спектакль, деловые игры, дидактические игры; -технология проблемно-модульного обучения, которая с учетом возрастных особенностей детей предполагает постановку и решение познавательных задач с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся; -здоровьесберегающие технологии, предполагающие использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям обучающихся методов обучения, регулярную смену видов деятельности, соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса; -технология педагогики сотрудничества, сущностью которой является совместная, целенаправленная, мотивированная деятельность педагога и обучающегося (коллективная система обучения).Формы творческой деятельности: олимпиады, выставки, конкурсы мастерства, соревнования; -технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, предполагающая ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности каждого ребенка и их реализацию. 22 - исследовательские методы в обучении; - проектные методы в обучении; - система инновационной оценки «портфолио» -информационно-коммуникационные технологии с использованием компьютерных , мультимедийных средств обучения, робототехники; -диагностические технологии: анкеты по изучению состояния здоровья, загруженности, социального положения, тесты по изучению психических процессов (память, речь, воображение), упражнения по развитию этих процессов. -эвристические технологии: научно-исследовательская работа в кружках, постановка проблемы в процессе обучения, ее решение и выводы. -технология механизмов самоуправления. Совершенствование работы районной детской организации «Содружество», Совета старшеклассников, способствование и помощь в развитии волонтёрского движения в ОО округа. Помимо инновационных педагогических технологий, на занятиях творческих объединений применяются активные методики обучения. Их выбор определяется типом занятия, характером поставленных задач, уровнем подготовленности детей. К наиболее используемым можно отнести методику сопровождения процесса самоопределения школьника в занятиях по интересам (методика Куприянова Б.В.), исследовательские методики, методика организации самостоятельной работы, методика сотворчества субъектов образовательного процесса ( методика Зайцева Н.А.), методика ЛутошкинаА.Н., методика коллективного творческого дела –КТД ( методика И.П. Иванова) и др. Совершенствование структуры управления. Одним из ориентиров задаваемых современными взглядами на деятельность образовательных организаций является демократизация управления, осложняемая отсутствием у членов коллектива необходимого опыта демократического участия. Поэтому в Программе следует оценить: в какой степени педагоги готовы конструктивно решать вопросы жизни учреждения? С демократизацией управления сопряжена задача введения общественно-государственного управления. Развитие в указанном направлении не менее сложно, так как связано с необходимостью не просто поэтапно делегировать часть полномочий, а изменить сам характер управления, спроектировав механизмы привлечения к данной работе ответственных и компетентных представителей общественности. Основополагающим источником развития любого образовательного учреждения можно считать состояние управленческой команды: квалификации, возраст, настроенность на развитие. В системе управления выделены иерархические взаимосвязанные уровни 23 управления, определены зоны функционирования органов управления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения. Основные функции, которые выполняет система управления ЦДТ, состоят в следующем: удовлетворять потребности обучающихся, педагогов, администрации, методслужбы в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии; информировать о состоянии образовательного пространства в ЦДТ, об обеспеченности средствами образования, об образованности обучающихся, о профессиональной квалификации педагогов; передавать обучающимся, педагогам, администрации сведения и документы, адресно направленные им; систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоциональнопсихического и физического здоровья, образовательные потребности обучающихся; информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом. Основные задачи обновления структуры управления в МАОУ ДО ЦДТ состоят в следующем: Добиться большей четкости управленческой структуры, для чего осуществить определенное перераспределение функций, делегировать часть управленческих полномочий педагогическому коллективу; Обеспечить взаимосвязь вертикальных и горизонтальных связей в управлении; Увеличить коллегиальность принятия управленческих решений. 5. Ресурсное обеспечение Программы Критерии 1.Оказание научно-методической помощи педагогам: поддержка в инновационной деятельности; организация и проведение инновационной работы; экспертная оценка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; взаимодействие с центрами и НИРО. 24 2.Информационно-методиченская поддержка педагогам: предоставление педагогам необходимой информации об основных направлениях развития дополнительного образования; информация о новых передовых и инновационных педагогических технологиях; ознакомление с апробированными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами; знакомство с учебно-методической литературой по проблемам обучения и воспитания детей; выявление и обобщение передового педагогического опыта, разработка мероприятий по обновлению содержания и организационных форм дополнительного образования. 3.Консультативно-методическая помощь: системная работа по консультированию педагогов в широком диапазоне: от тематических до профессионально-психологических консультаций по личным затруднениям; 4. Укомплектованность административными и педагогическими кадрами: в штате ЦДТ имеются: 1 директор, 2 методиста,2 педагог-организатор, 9 педагогов дополнительного образования уровень компетентности педагогов: соотношение категорийных показателей педагогов и руководителей I категории - ____43__%, высшей категории _____21__%; образовательный ценз педагогических работников:11 человек- высшее образование (из них 3- высшее педагогическое); 3-средне-тспециальное. прохождение курсов повышения квалификации, учеба в ОЗШ, участие в тематических семинарах; самообразование педагогов. 5.Материально-техническое оснащение: соответствие санитарно-гигиенических норм; охрана здоровья обучающихся и работников ЦДТ; модернизация оборудования учебных помещений; оснащенность образовательного процесса. 6.Финансовые ресурсы бюджетные средства спонсорские вклады средства родителей от платных дополнительных услуг 6.Ожидаемые результаты. Реализация Программы развития Центра детского творчества призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов; расширению перечня образовательных услуг, оказываемых ЦДТ; распространению инновационного опыта работы УДО; 25 укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни; профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; индивидуальному подходу к личности ребенка; возрождению традиций Нижегородского края, Краснобаковского муниципального округа; пополнению УДО квалифицированными педагогическими кадрами; повышению уровня материально- технического оснащения учреждения Показатели и критерии результативности Программы развития Задачи реализации Индикаторы (измеримые показатели достижения задач) Измерения (средство регистрации показателей, способ применения индикаторов) Допущения (факторы риска и ограничения, способные оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех решения задач; возможности положительного влияния внешних факторов) Программное обеспечение ЦДТ 1.Выявлять социальный заказ социума, ребёнка и его семьи к определению характера и качества образовательных услуг Наличие выявленного социального заказа всех групп заказчиков на дополнительные образовательные услуги 26 Анкетирование и опросы относительно социального заказа на дополнительные образовательные услуги Плюс: сложившаяся система отношений жителей округа к ЦДТ способствует выявлению социального заказа Минус: неоднородность родителей по уровню образования, социального положения и культуры. 2.Способствовать развитию программ спортивнотехнической, социальногуманитарной, экологобиологической направленности, в том числе на базе ОУ Удовлетворение социального заказа разных групп заказчиков; Отношение к ЦДТ в поселке, районе Место в рейтинговых оценках округа, области. Плюс: высокая квалификация педагогов ЦДТ, знания по проектированию и программированию 3. Разработка модульных общеобразовательных общеразвивающих программ, программ внутри кружкового взаимодействия Переход от общего количества долгосрочных программ (3 года и свыше) замена их на более интересные и продуктивные программы. Место в рейтинговых оценках округа, области. Плюс: Наличие краткосрочных программ на базе ОУ, повышающих доступность ДО, их апробация в экспериментальном режиме. Минус: ожидаемая потеря контингента, снижение мотивации обучающихся на базе школ. Возможно закрытие групп (частично).Потеря интереса у обучающихся к долгосрочным программам. Научно-методическое обеспечение ЦДТ 1. Обеспечить проведение исследования качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе на базе ОО к апрелю 2029г. Обеспечение реализации каждой программы диагностическими методиками; Методический уровень педагогов Повышение качества образования. Результаты аналитических исследований. 27 Плюс: Мотивированность к успешному прохождению аттестации. Минус: недостаточность знаний у части педагогов в области проектирования и применения диагностических методик; низкая мотивация к их разработке. 2. Актуализировать введение в образовательный процесс современных методов и форм работы, в том числе информационнокоммуникационных к 2029г. Научнометодический уровень педагогического коллектива; Повышение качества предоставляемых образовательных услуг; Сохранение контингента обучающихся Данные аттестации педагогов. Публикации, выступления на конференциях, педчтениях, педсоветах. Рост удовлетворённости педагогов и детей образовательным процессом. Плюс: наличие системы повышения квалификации педагогов. Минус: ориентация системы повышения квалификации на школьно–урочную систему; большой процент устаревшей информации; выезд на большой срок за пределы округа. Кадровое обеспечение 1. Развивать выраженную мотивацию и субъектную позицию педагогов в режиме развития ЦДТ Участие педагогов в разработке и реализации Программы развития ЦДТ. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с социальным и государственным заказом; Развитие позитивного моральнопсихологического настроя коллектива; Влияние ценностей дополнительного образования на образовательные приоритеты общего образования. Результаты анализа за ходом выполнения Программы развития органами самоуправления. 2. Мотивировать педагогов ЦДТ к занятиям самообразованием и повышением квалификации через Высокий методический уровень педагогов Наличие подтверждающих документов. Данные аттестации педагогов, лицензирования и 28 Плюс: повышение профессионализма педагогов, методистов и управленцев, Рост привлекательности учреждения. Минус: значительные временные и психоэмоциональные затраты педагогов курсовую подготовку (разных уровней) участию в конкурсах, конференциях и фестивалях. аккредитации ЦДТ Контингент обучающихся 1. Обеспечить возможность занятий дополнительным образованием мальчиков по программам технической, военнопатриотической, социальнопедагогической направленностей. Наличие программ технической, военнопатриотической, социальнопедагогической направленностей особенно авторских сертифицированных программ Ежегодные отчёты ЦДТ о достижениях. Плюс: удовлетворения заказа социума, детей и их семей. Минус: высокая затратность материальнотехнической базы технической, военнопатриотической направленностей. Сложности с обеспечением программ квалифицированными педагогическими кадрами. Контроль за выполнением основных разделов Программы. Контроль за реализацией Программы осуществляют органы самоуправления Центра детского творчества: общее собрание учреждения, педсовет. Они анализируют ход выполнения плана действий по реализации Программы и вносят необходимые коррективы в план; координируют взаимодействие заинтересованных участников образовательно-воспитательного процесса; информируют учредителей, педагогов, родителей, общественность о ходе реализации Программы. № Содержание деятельности Время проведения Цель Объект 1 Анализ Конец образовательног четверти, о процесса полугодия, года 1. Изучение состояния проблемы 2. Выявление уровня компетентности руководителя: 2 Планирование Начало года, (навыки планирования, образовательног месяца аналитической о процесса 29 Анализ работы педагогов План работы педагогов Форма подведения итогов Изучение Справка документации Доклад на Анализ педсовете Синтез Обобщение Изучение Справка документации методы 3 Социальнопедагогическая деятельность В течение года 4 Осуществление контроля за образовательны м процессом В конце месяца, полугодия, года. деятельности, организации образовательного процесса, осуществление контроля). 3. Выявление факторов, обуславливающих проблему. Оказание методической помощи в решении проблемы. 4. Создание условий, способствующих эффективному решению проблемы. Педагогиче Наблюдение ский Собеседование коллектив . Изучение документации Анализ Синтез Обобщение Документац Изучение ия документации. педагогов Справка Доклад на совещании при директоре Справка Доклад на совещ. при директоре При реализации Программы развития на 2024-2029 гг. МАОУ ДО ЦДТ возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации. 30 7.Система мер по минимизации рисков реализации Программы Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно-правовых документов, не - Регулярный анализ нормативно-правовой базы ЦДТ на предмет ее предусмотренных на момент разработки и начало внедрения актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. Программы. - Неоднозначность толкования отдельных статей ФЗ-273 и - Систематическая работа руководства ЦДТ с педагогическим нормативно-правовых документов, регламентирующих коллективом, родительской общественностью и партнерами деятельность и ответственность субъектов образовательного социума по разъяснению содержания ФЗ-273 и конкретных процесса и школе в целом нормативно-правовых актов Финансово-экономические риски - Недостаточность бюджетного финансирования; - Своевременное планирование бюджета ЦДТ по реализации - Недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и программных мероприятий, внесение корректив с учетом пожертвований в связи с изменением финансово-экономического реализации новых направлений и программ, а также инфляционных положения партнеров социума. процессов. - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных возможностей Организационно - управленческие риски - Некомпетентное внедрение сторонних структур (организаций, - Разъяснительная работа руководства и методической службы учреждений) и лиц в процессы принятия управленческих решений ЦДТ по законодательному разграничению полномочий и по обновлению образовательного пространства ЦДТ в ответственности, четкая управленческая деятельность в рамках ФЗобразовательный процесс. 273 (статей связанных с дополнительным образованием). Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) - Недостаточность профессиональной инициативы и - Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой компетентности у отдельных педагогов по реализации программ и системы повышения квалификации. Разработка и использование образовательных технологий. эффективной системы мотивации включения педагогов в - Не готовность отдельных педагогов выстраивать партнерские инновационные процессы. отношения с другими субъектами образовательного процесса, - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение 31 партнерами социума. педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений и - Систематический анализ достаточности ресурсной базы для отдельных программ, и мероприятий Программы; реализации всех компонентов Программы. - Включение механизма дополнительных закупок необходимого оборудования за счет развития партнерских отношений. Участие педагогов и всего образовательного учреждения в, региональных и муниципальных проектах для расширения возможностей развития ресурсной базы. Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2024-29гг. являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации. 32