Фетрика

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Разделы
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа.
Содержание рабочей программы
Форма контроля
Оценочные материалы
Методическое обеспечение
Условия реализации программы
Список литературы
Приложение

Страница
3
6
7
8
10
11
11
12
15
16
17

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная
образовательная
программа
составлена
в
соответствии с нормативными требованиями:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
6.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п.
Красные Баки, Нижегородской области.
Актуальность программы состоит в том, что включает в себя новые
техники работы с тканью и неткаными материалами (фетр). С помощью
обычных лоскутков ткани, нехитрых галантерейных принадлежностей и
собственной фантазии можно сделать множество оригинальных вещиц,
которые украсят дом, порадуют близких и станут прекрасным подарком
друзьям.
В наше время техника работы с фетром стала искусством, а не экономией
или признаком бедности, как считалось раньше. Незаслуженно забытые
изделия ручного труда вновь приобретают свою ценность и превосходство
над серийными промышленными образцами. Широкий набор видов
деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить
кругозор учащихся, но и каждому ребенку дает раскрыть свои
индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что,
безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет
способствовать осознанному выбору профессии.
Отличительные особенности. Художественные изделия могут
выполняться как индивидуально, так и коллективно. Процесс изготовления
любого изделия начинается с выполнения шаблонов, образцов, составления
вариантов композиций. Учащиеся знакомятся с экономическими,
экологическими требованиями: рациональным расходованием материалов,
утилизацией отходов.
3

Данная программа учит детей оформлению интерьера дома, а в будущем –
поможет в организации малого бизнеса. В основу программы положено
обучение, основанное на развитии интереса учащихся к изготовлению
лоскутных изделий. Программа учит работе с фетром и тканью, способствует
развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук,
мелкой моторике, способствует развитию художественного вкуса. Через
произведения декоративно – прикладного искусства происходит знакомство
с произведениями и традициями народных умельцев. При выполнении
практических работ учащиеся должны включаться в решение задач,
направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным, так
и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материала
представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с
эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой
культуры труда.
Направленность программы – художественная
Адресат программы: Программа адресована детям с 7 лет. Для
обучения принимаются все желающие.
Объем и срок освоения ДОП:216 часа в год.
Режим занятий:– 3 раза в неделю по 2 часа, продолжительность
занятия - 45 минут; продолжительность перерыва 10 минут на подвижные
игры.
Особенности организации образовательного процесса: программа
реализуется в групповой и индивидуальной формах, при необходимости
занятия могут быть реализованы в дистанционном формате с использованием
сети Интернет. Наполняемость группы 16 человек. Набор детей в группу
проводится в свободной форме, но с согласия родителей.
Форма обучения: очная
Виды занятий: учебные занятия, мастер-классы.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: выставки, открытые занятия, показ детских
достижений (работ).
Уровень программы - стартовый
Воспитательный компонент в творческом объединении ведется в
соответствии с программой воспитания МАОУ ДО ЦДТ.
Цель данной программы: формирование у учащихся духовно-культурных
ценностей через овладение искусством шитья изделий из фетра.
Задачи данной программы:
Обучающие:
-познакомить детей различным основными способами работы с фетром;
- формировать у детей навыки работы с разнообразными материалами и
инструментами, применяемыми при изготовлении изделий из фетра.
4

Развивающие:
- развитие мышления, глазомера, мелкой моторики при изготовлении
лоскутных изделий;
- развитие фантазии, художественного вкуса, самостоятельности в работе
Воспитывающие:
- формировать общественную активность;
- способствовать усвоению нравственных качеств личности: трудолюбие,
усидчивость, аккуратность, настойчивость, доброжелательность, уважение к
старшим, терпение, сочувствие, ответственность, искренность, открытость и
т.д.
Планируемые результаты реализации образовательной программы.
Знания:
- знать основные способы работы с фетром;
Умения:
- работа с разнообразными материалами и инструментами, применяемыми
при изготовлении изделий из фетра.
- работать самостоятельно при изготовлении изделий.

5

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Тема занятия

1

Секреты мастерства

2
3
4
5
6

7

8
9

Аксессуары
мастерицы
Объемные поделки
из фетра
Фетровая
новогодняя сказка
Тактильная книга
Украшения из
цветов
Пасхальные
сувениры
Фетровые
настольные игры
Промежуточная
аттестация
ИТОГО:

Количество часов
Всего теория практика
16

5

11

20

6

14

26

8

18

36

11

25

24

7

42

12

30

6

16

28

8

20

2

0

2

216

63

153

22

17

6

Форма
аттестации/контроля

педагогическое
наблюдение,
практическое задание,
выставка творческих работ

Устный опрос,
выставка творческих работ

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

1
год

к

49
50
51
52

44
45
46
47
48

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

216

Условные обозначения:
К

27
28
29

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
2
3

Год обучения

Количество часов в год

сентябрь

Комплектование групп
Ведение занятий по расписанию
Каникулярный период
Промежуточная аттестация

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Дата
Тема
Количество часов
Всего Теория Практика
16
5
11
1. Секреты мастерства
Вводное занятие.
4
1
3
Введение в программу.
Правила безопасности
на занятиях
Основные приемы
работы с фетром:
-основные ручные швы
- способы закрепления
2
1
1
нити
- последовательность
4
1
3
изготовления изделий
- выполнение
простейшего сувенира
из фетра
Текущий контроль
2. Аксессуары мастерицы
Игольница
Закладки на тесьмерезинке,
закладки - уголки

6

2

4

20
6

6
2

14
4

8

2

4

Чехол для ножниц.
Текущий контроль
3.Объемные поделки из фетра
Подставки под горячее

6

2

4

26
4

8
1

18
3

Рамки для фотографий

8

2

6

Чехлы для телефона

6

2

4

Сумочки, кошельки
Текущий контроль
4. Фетровая новогодняя сказка

8

3

5

36

11

25

12
10
14

4
3
4

8
7
10

24

7

17

Объемные игрушки
Гирлянды
Подарочные упаковки
Текущий контроль
5. Тактильная книга

Изготовление фетровой
мягкой книги
Текущий контроль
6.Украшения из цветов
Подарочные
композиции к
международному
женскому дню
Объемные цветы
Заколки для волос
Декорирование
ободков
Текущий контроль
7. Пасхальные сувениры
Пасхальные
композиции
Пасхальные венки
Текущий контроль
8. Фетровые настольные игры
Крестики - нолики
Пазлы
Текущий контроль
9. Промежуточная аттестация
Всего часов:

9

7

17

42
12

12
4

30
8

8
10
12

2
2
4

6
8
8

22
10

6
3

16
7

12

3

9

28
14
14

8
4
4

20
10
10

2
216

63

2
153

5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Секреты мастерства
Теория: Основные и отделочные материалы для изделий(фетр,
синтепон, нитки, бусины, бисер, ленты и т. д).
Способы применения прикладных материалов.
Инструменты и приспособления (шаблоны, иглы, ножницы).
Практическая работа: выкраивание деталей изделий по шаблонам,
выполнение ручных швов, в том числе с применением бусин,
последовательная сборка изделий, отделка вышивкой, лентами.
Тема 2. Аксессуары мастерицы
Теория: Техника изготовления двухслойных изделий из фетра.
Применяемые ткани и материалы. Последовательность сборки изделия.
Практическая работа: Перевод эскиза на основу. Сборка изделия с
помощью обметочного стежка. Декорирование изделия.
Тема 3. Объемные поделки из фетра
Теория: Последовательность изготовления изделий. Выбор схемы,
подбор материалов.
Практическая работа: Выкраивание деталей, сборка элементов
вручную, декорирование изделия.
Тема 4. Фетровая новогодняя сказка
Теория: Техника изготовления новогодних украшений. Подбор
материалов и декоративных украшений.
Практическая работа: Выкраивание деталей , сборка элементов
вручную, декорирование изделия.
Тема 5. Тактильная книга.
Индивидуальный выбор учащимися конкурсной работы.
Практическая работа: Окончательное декорирование изделий.
Тема 6. Украшения из цветов
Теория: техника изготовления цветов из фетра. Подбор фетра по
цветовому сочетанию, выбор отделочных элементов.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей ,
сборка элементов вручную, декорирование изделия бусинами, бисером.
Тема 7. Пасхальные сувениры
Теория: Знакомство со значением праздника и его традициями.
Порядок изготовления пасхальных сувениров, выбор идеи.
Практическая работа: Заготовка шаблонов.
Выкраивание деталей, сборка изделия.
Тема 8. Фетровые настольные игры
Теория: изучение последовательности изготовления изделий
Практика: Изготовление настольных игр из фетра по заготовленным
шаблонам
Тема 9. Промежуточная аттестация. Устный опрос, выставка
творческих работ.
10

6. ФОРМА КОНТРОЛЯ
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года в форме
педагогического наблюдения за работой обучающихся на занятии. По итогам
освоения каждой темы программы проводятся в форме: практических
заданий, участие в выставке творческих работ.
Промежуточная аттестация. творческое задание.
Критерии оценки текущего контроля и промежуточной аттестации.
Критерии оценки практических работ и творческих заданий:
 аккуратность;
 творческий подход;
 самостоятельность в выполнении работы;
 умение сочетать материалы;
 удачное композиционное решение;
 удачное цветовое решение;
 соблюдение технологии изготовления
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение к программе

11

8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№

Тема занятий

Форма занятий

Приемы и методы
Дидактический
организации учебноматериал.
воспитательного
Техническое
процесса
оснащение
Репродуктивный,
Инструменты,
объяснительно прикладные,
иллюстративный
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

1

Секреты мастерства

практическое занятие

2

Аксессуары мастерицы

практическое занятие

Репродуктивный,
объяснительно иллюстративный

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

3

Объемные поделки из фетра

практическое занятие

Объяснительно –
иллюстративный,
проблемный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

12

Форма
подведения
итогов по
теме
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ

4

Фетровая новогодняя сказка

Творческая мастерская Объяснительно –
иллюстративный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

5

Тактильная книга

Творческая мастерская Объяснительно –
иллюстративный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

6

Украшения из цветов

Практическое занятие

Объяснительно –
иллюстративный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

7

Пасхальные сувениры

Практическое занятие

Объяснительно –
иллюстративный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

13

педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ

8

Фетровые настольные игры

Практическое занятие

Объяснительно –
иллюстративный,
поисковый

Инструменты,
прикладные,
подсобные
материалы, эскизы,
шаблоны

9

Промежуточная аттестация.
Тестирование.

Теоретическое и
практическое занятие

Поисковый,
эвристический

Инструменты,
шаблоны, эскизы

14

педагогическое
наблюдение,
практическое
задание,
выставка
творческих
работ
Устный опрос,
выставка
творческих
работ

9. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с
санитарными нормами: стулья, шкафы для хранения учебной литературы и
наглядных пособий.
Инструменты: ножницы, иглы, булавки, нитки швейные, бусины,
крупный бисер, линейки, мел, карандаши.
Дидактическое
обеспечение:
(вопросы
для
тестирования,
распечатанные ресурсы сети Интернет по данной тематике, иллюстративный
материал, лучшие работы учащихся)
Кадровое обеспечение. Реализация программы обеспечивается
педагогом дополнительного образования.

15

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список нормативных документов
1. Федеральныйзакон«Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
6.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п.
Красные Баки, Нижегородской области.
Список литературы для педагогов
1. Катя Владимирова «Игрушки из фетра», «Феникс» 2015.
2. Юлия Джанкаева «Игрушки для малышей из фетра», «Феникс»
3. Юлия Ленгина "Фантазии из фетра», «Феникс» 2014.
4. Груша Ольга Сергеевна «Яркие поделки и аппликации из фетра»,
«Феникс», 2015.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Алена Верхола «Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе с
мамой», «Питер» 2014.
2. Елена Посыпкина «Подстаканники из фетра: удиви своих
гостей», «Феникс» 2015.
3. Алена Верхола «Елочные игрушки из фетра», «Питер СПб» 2016.
4. Грузинцева
Ольга
Петровна
"Фигурки
из
фетра",
АСТ-Пресс Книга 2014.
Интернет- ресурсы:
1.
2.
3.

Webdiana.ru
Liveinternet.ru
Yandex.ru/mages
16

Приложение к программе
Оценочные материалы
Вопросы тестирования для промежуточной аттестации
1 год обучения
1.Техника безопасности при работе с ножницами, иглами.
2. Что такое аппликация
3. Перечислить материалы и инструменты для выполнения изделия из фетра.
4. Последовательность изготовления изделия из фетра (предлагается эскиз).
5. Основные виды ручных швов при изготовлении фетровых изделий.
6. Терминология швейных работ.
Правила безопасной работы с ручным инструментом
1. Как правильно передавать ножницы?
А) острыми концами вперёд;
б) в открытом виде;
в) закрытыми, тупыми концами вперёд.
2. Где хранить иглы?
А) в одежде;
б) в игольнице;
в) на столе.
3. Как отмерить нитку?
А) обрезать;
б) оторвать;
в) откусить.
4. Перед началом работы необходимо:
а) распустить волосы, расстегнуть одежду;
б) вымыть руки, надеть рабочую форму;
в) забыть дома рабочую тетрадь и альбом.
5. Закончив работу, необходимо:
а) быстро убежать на перемену, оставив всё на рабочем столе;
б) попросить педагога или товарища убрать за вами;
в) убрать своё рабочее место
Градация оценки:
Высокий уровень (5б.)

Ни одной ошибки.
Все ответы расширенные.
Ответы даны на все вопросы, но
ответы не расширенные.
Ответы даны не на все вопросы.

Средний уровень (4б)
Низкий уровень (1-3б)

17

Практические работы
1.Изготовление фетрового двухслойного изделия.
2. Изготовление фетровой закладки. Сборка изделия.
5.Изготовление новогодней игрушки.
7.Изготовление брелка из фетра по шаблону.
8. Изготовление фетрового сувенира (по выбору).
9. Изготовление фетрового пасхального сувенира .
10. Изготовление фетрового цветка на выбор .
11.Изготовление рамки для фотографии.
13.Изготовление цветка по предложенному эскизу .
14.Изготовление игольницы на выбор .
15.Изготовление подвесного сувенира по эскизу.
16. Оформление края изделия бисером.
Высокий уровень (5б.)

Ни одной ошибки.
самостоятельно.

Средний уровень (4б)

Допущена
ошибка. Требуется
помощь педагога.
Выполняется с помощью педагога.

Низкий уровень (1-3б)

18

Выполняет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».